Персона/ Persona/ Ингмар #Бергман 1966
Элизабет Фоглер — известная актриса, выступающая в различных театрах. Во время одного из спектаклей происходит неординарное событие — актриса вдруг замолкает прямо посредине действия. И пока непонятно: то ли женщина стала немой, то ли обиделась на весь мир и не хочет ни с кем говорить. Загадка.
Актриса обращается к своему психиатру, чтобы он попытался ей помочь в этой непростой ситуации. Доктор выясняет, что психически Элизабет здорова, однако находится в каком-то странном состоянии, напоминающем оцепенение. Доктор настоятельно рекомендует актрисе отдохнуть на природе, и та соглашается. Элизабет едет к морю, её сопровождает сиделка — сестра Альма. Вместе две женщины проводят своё время на берегу моря. Элизабет постоянно молчит, а Альма рассказывает ей самые сокровенные истории из своей жизни, пытаясь вывести молчаливую собеседницу из её более чем странного состояния.
В античном театре термин «Персона» обозначает маску, через чье отверстие для рта декламирует свою роль актер. Сам термин «Persona» позаимствован Бергманом из философской теории Карла Густава Юнга о связи между «Persona» и «Anima» в реальной жизни, где «Persona» представляет собой маску, изображающую определенную роль в обществе и скрывающую при этом истинное «я». Между тем «Anima» — это коллективный образ женщины в индивидуальном бессознательном мужчины; архетип, противоположный совершенному образу «Persona». Все сложно и понятно одновременно.
"Одна из самых лучших и действительно ключевых картин в обширном творчестве Ингмара Бергмана. Особый парадокс заключается в том, что в ней выражен в максимально сжатой, концентрированной, лаконичной форме практически весь комплекс идей, внутренних переживаний, навязчивых желаний большого художника, который испытывает боль и радость собственного существования, враждебность и гармонию окружающего мира. Фильм «Персона», снятый после другого бергмановского шедевра «Молчание», кажется невероятно загадочным, зашифрованным, усложнённым, многозначным, непостижимым… И одновременно — классически (почти классицистски, согласно «единству места, времени и действия») простым, ясным, строгим до полнейшего самоограничения, законченным по мысли и форме произведением." (Сергей Кудрявцев, "3500 кинорецензий)
подготовил Артур Жданюк